График работы в праздники:
27.04.2024 - выходной день., 28.04.2024 - 30.04.2024 - с 09.00 до 17.00, 01.05.2024 - с 10.00 до 18.00, 02.05.2024 - выходной.
03.05.2024 - 07.05.2024 - обычный режим работы музея, 08.05.2024 - сокращённый рабочий день, 09.05.2024 - 12.05.2024 - с 10.00 до 18.00

Тимофей Медведев - крепостной художник из Тейково

Зайдя в храм святого Георгия в Юрьев-Польском, зритель невольно замирает в восхищении созерцая фрески. Роспись впечатляет техникой и мастерством, выбором сюжетных композиций, обилием декоративных деталей и духовной наполненностью. Сложно представить, но создана она крепостным художником, который, согласно легенде, был самоучкой. Талант Тимофея Медведева Божий дар и сотворенные им работы наполняют человека благодатью и светом, а это значит, что мастер создавал истинные произведения искусства.

 

 

Согласно исповедальной книге, которая хранится в храме Живоначальной Троицы села Тейково (Ивановская область) известно, что Тимофей Алексеевич Медведев родился в 1776 году. О его родителях – Алексее Петровиче и Офросинье Васильевне, к сожалению, ничего не известно, кроме того, что у них было четыре сына, трое из которых, Тимофей, Епифан и Василий, стали живописцами – иконописцами и работали в единой артели. Известно, что Епифан самостоятельно расписывал пределы и трапезную Покровской церкви, построенной 1816 году в городе Шуя (к несчастью, к моменту возвращения храма Русской Православной Церкви в конце 1990-х роспись оказалась полностью утраченной).

Тимофей Алексеевич в юном возрасте вступил в первый брак, в этом союзе родилась дочь Ираида. Но семейное счастье оказалось недолгим, в 27 лет он овдовел. Татьяна Ивановна Медведева скончалась от горячки в возрасте 22-х лет 19 октября 1803 году в городе Углич, была погребена при Петропавловской церкви. Церковь Первосвященных Апостолов Петра и Павла являлась семейным приходом Медведевых в период их проживания в Угличе. Неслучайно этот храм был один из первых, где мастер Медведев создавал свои живописные работы.

Смерть жены совпала с началом длительного, десятилетнего угличского периода в его творчестве.

Вдовство Тимофея Алексеевича длилось чуть более года, после чего, 5 февраля 1805 года в храме Петра и Павла он обвенчался с дочерью посадского Гаврилы Егоровича Ожегова – Ириной Гавриловной. Брак оказался многодетным, у четы родилось пять детей (четверо сыновей – Дмитрий, Александр, Петр, Афиноген и дочь Татьяна).

Духовником-священником Тимофея Алексеевича указывается точная дата его смерти – 20 марта 1835 года. Впервые эта дата была озвучена на научной межрегиональной конференции в Угличе в ноябре 2014 года, затем эти сведения были опубликованы в газете «Наше время» (№2 от 14.01.2015г.).

В биографии Тимофея Медведева много неизвестного. Его творческое наследие изучают исследователи и искусствоведы, но несмотря на проделанную работу остается много неясного.

Во всех источниках семья Медведевых была крепостной и приписана к селу Тейково, его владельцы сменялись один за другим на протяжении всей жизни художника. Будучи закрепленным за селом Ивановской губернии большую часть жизни мастер провел в разных городах Российской Империи, он работал во Владимирской и Ярославской губерниях, Санкт-Петербурге. Тимофей Алексеевич, возглавляя художественную артель, безусловно пользовался определенной степенью свободы, легко передвигаясь по пределам Российской Империи.

Изучая и анализируя работы Медведева становится совершенно ясно, что Тимофей Алексеевич получил образование. Предполагают, что он обучался живописи у мастеров в своем селении, а затем у столичных художников. Ему были известны работы мастеров итальянского Возрождения, он обращался к их сюжетам, а порой полностью копировал. Соприкасаясь в своем творчестве к течениям столичного и светского искусства, художник неоднократно применяет в работе репродукции с произведениями Рафаэля, Леонардо да Винчи и других именитых художников. Об этом свидетельствует записка «О предназначении стенного писания», составленная им для одного из заказчиков. В 1826 и 1827 годах мастер выполнял художественные работы в Ярославле в здании училища высших наук, им созданы аллегорические композиции на тему науки и искусства. Он использует здесь некоторые темы и композиционные приемы европейской живописи эпохи Высокого Возрождения.

Монументальные росписи Тимофея Алексеевича имеют свой отличительный характер, цветовую гамму и манеру исполнения. В его арсенале была своя коллекция иконографии для выполнения фресок, а также техника исполнения произведений. Проходя долгий художественный путь и обретая опыт, он довел свою стенную живопись до того, что она не изменяется ни от времени, ни от легкого трения и, как утверждают знатоки, может стоять столетия. Главный секрет – в смешении красок, и даже на изображении лиц он использовал не белила, как прочие художники, а известку. Очищая стены посредством трения, он напитывал их красками, замешанными на известке. Медведев активно делился своим «секретом», преподавал своим ученикам, и они начинали работать с таким же изяществом.

Медведев был открыт для новых течений в искусстве, воспринимая и заимствуя их из различных истоков. Он был довольно образованным человеком для своего времени и положения. Сословие не ограничивало его тягу к самообразованию.

Работы братьев Медведевых отвечали запросам наиболее образованной части русского общества начала XIX века, неудивительно, что артель получала множества заказов. Стоит отметить, что классицист Тимофей Алексеевич работал и в небольших городах и селах, где еще были сильны традиции искусства рубежа XVII – XVIII веков.

Специалисты отмечали невероятно высокую производительность братьев Медведевых. Тимофей и его братья Василий и Епифан создавали стенные росписи «греческого стиля», писали иконы, выполняли декоративные росписи «колерами» и другие работы по требованию местных (и не только) заказчиков. Судя по всему, артели Медведевых были многочисленны, а по качеству выполненных работ можно представить уровень мастерства прочих художников, скорее всего среди них были незаурядные мастера, имена которых, к сожалению, остались неизвестными.

Тимофей Алексеевич Медведев считался высокопрофессиональным и высокооплачиваемым специалистом. В дореволюционной краеведческой литературе он часто именуется как «известным в округе» мастером.

П.А. Вяземский (см. Примечание 1), обращаясь в Императорскую Академию художеств по вопросу работ мастера из Тейково писал так: «о живописце Медведеве». 14 февраля 1832 года он пишет неизвестному адресату: «Имею честь предпроводить к Вашему Высокопревосходительству записку о живописце Медведеве, уже известному Вам из моих слов. Если она удостоится внимания Вашего и пожелаете Вы иметь дальнейшие сведения о сем художнике, или истребовать опыты работы его для представления Академии, то кроме сношений, в которые Ваше Высокопревосходительство можете войти по сему предмету с К.М. Полторацким, прошу покорнейше Вас передать и мне, что Вы за благо рассудите сделать, потому, что я дал слово живописцу Медведеву уведомить его об успехах моего о нем ходатайства. Мне приятно будет его доброй вестью, если, как и надеюсь могу поздравить его с покровительством столь просвещенным, заботливым и надежным, как Ваше Высокопревосходительство».

О высоком авторитете мастера говорит также то событие, что именного его приглашают для работы в Санкт-Петербурге, предпочитая другим деятелям искусства.

Тимофей Алексеевич Медведев был награжден серебряной медалью «За полезное» с формулировкой «за отличное искусство в живописи…». И, наконец, сам художник, оформляя договора в зрелых годах рекомендовал себя свои заказчикам как «живописных дел мастер». Право именоваться живописцем было заработано им непосильным и регулярным трудом, частыми перемещениями и высокой творческой деятельностью.

В статье историка Б. Кирикова упоминается о Санкт-Петербургских работах Медведева. Он снискал славу «знаменитого по епархии живописца» после росписи нескольких строений в Угличе, Ростове и Мышкине, Владимирской губернии. Известность его дошла и до столицы. Когда архитектор В.П. Стасов вел отделку Смольного собора – шедевра русского барокко, созданного Ф.Б. Растрелли – Медведев был привлечен к декоративному убранству интерьера. В 1834 году с ним заключили контракт на роспись сводов, имитирующие лепные колонны. Этот факт говорит о том, что на столичном уровне была засвидетельствована высокая репутация опытного мастера-ремесленника, достигшего виртуозности в иллюзорной передаче архитектурно-скульптурных форм.

Творчество Тимофея Алексеевича не ограничивалось только написанием икон, оно было обширным и разнообразным.

Во-первых, это монументальные стеновые церковные росписи. Об этом направлении его деятельности мы имеем представление благодаря сохранившимся фрескам, их можно по сей день наблюдать в селах Васильевское, Дунилово (Шуйский район), городах Шуя (Ивановская область), Юрьев-Польском (Владимирская область), Мышкин и Углич (Ярославская область), Ярославле.

Во-вторых, это иконопись. Всеми научными деятелями отмечается особенная сложность в изучении этого вопроса, т.к. иконописные работы братьев Медведевых атрибутировать достаточно сложно. Тимофеем, Епифаном и Василием создавались десятки икон (есть упоминания о написании икон в Угличе, Тейкове, Ростове), но долгое время не могли найти ни единого живописного полотна. Так было до 2013 года, когда чудом обнаружили икону «Христос Вседержитель», выполненную в 1809 году. Произведение написано в стиле русского барокко. Есть надежда, что это не последняя открытая работа мастера.

Интересный факт, иконы Тимофея Алексеевича подписаны, что не является редкостью, а обязательной нормой для рубежа XVIII – XIX веков. Традиция берет свое начало от иконописцев Оружейной палаты еще в XVII веке, а в начале XVIII веке Петром I в связи с всеобщим ухудшением качества написания икон был издан указ, предписывавший каждому изографу подписать год, месяц и число, а также имя, отчество и фамилию.

В-третьих, портретное искусство. В музее им. Д.Г. Бурылина города Иваново, хранится фотофиксация портрета крестьянина А.Ф. Полушина. Его сын свидетельствует о том, что братья Медведевы были отличными портретистами.

В-четвертых, написание картин религиозной направленности. В 2013 году была обнаружена картина «Борис Годунов и монах Чудова монастыря» (дата написания – 1828 года, материалы – дерево, масло). Сохранность картины хорошая. Есть предположение, что это не единственная сохранившиеся до наших дней полотно художника. Презентация этой картины проведена на научной межрегиональной конференции в городе Углич в ноябре 2013 года.

В-пятых, роспись светских интерьеров купеческих домов и государственных учреждений. В их число входит интерьер зала Ярославского Демидовского училища высших наук (1826 год) и, возможно (данный факт требует научной атрибуции!), дома купцов Буториных (1814 год).

Юрьев-Польский является обладателем одного из творений братьев Медведевых – фрески на стенах Георгиевского собора XIII века. Работа впечатляет изяществом, пластичностью и грациозностью. Неизменно туристы и посетители храма замирают, созерцая роспись. Художники создавали ее в первой половине XIX века, когда в храмах преобладало светское изображение сюжетов из Святого Писания. Благодаря данной работе отчетливо видно, что Тимофей (который бесспорно являлся старшим в артели) следил за тенденциями в мире искусства и обладал смелостью воплощать их в жизнь.

 

 

Изображение архангелов

 


«Лепта вдовы» (северный фасад)

 


Спас Нерукотворный

 


«Страшный суд» (западный фасад)

 



Марк – евангелист

 



Лука – евангелист

 



«Новозаветная Троица»

 

О Тимофее Алексеевиче Медведеве отзывались как о человеке добропорядочном, смирном и трудолюбивом, который всегда показывал себя отменно добрым поведением и нравом.

Сегодня важно сохранять и изучить художественное наследие талантливого живописца и его братьев. Изучая работы крепостных мастеров можно проникнуть в искусство уездного города, понять, как распространялись течения и мысли в мире живописи XIX века.

 


Чернильница, XVII (?) век. Материалы: мель, литье

 

Примечание 1

Князь Петр Андреевич Вяземский – русский поэт, литературный критик, историк, переводчик, публицист, мемуарист, государственный деятель.

Сооснователь и первый председатель Русского исторического общества, действительный член Академии Российской, ординарный член Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Камергер, тайный советник, гофмейстер, обер-шенк (старший виночерпий) Двора Его Императорского Величества.

Отец историка литературы и археографа Павла Вяземского. Близкий друг и постоянный корреспондент А. С. Пушкина.


Источники:

  • Шлычков Л.А. «Листая страницы времени: Памятники архитектуры Ивановской области». Ярославль, 1983 год.
  • Городецкая О.А. «Живописцы XIX века – братья Медведевы: Тимофей, Епифан, Василий».
  • «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Ивановская область. Часть 3». Москва, 2000 год.
  • Сайт – Объекты культурного наследия (сайт - https://opendata.mkrf.ru/opendata/7705851331-egrkn)
  • Третьякова Т.А. «Новое о творчестве Тимофея Медведева в Угличе». Углич, 2000 год.

 

1 10 11 12 2 3 4 5 6 7 8 9


Поделиться:      

Адреса, телефоны

Директор:
+7 (49246) 2-26-32
Лузина Марина Геннадьевна

Экскурсионный отдел:
+7 (49246) 2-28-48

Касса: +7 (49246) 2-38-87

Электронная почта
yurjev-polskiimuzei@yandex.ru
11521152@bk.ru

Адрес: 601800, Владимирская область,
г. Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, д.4

Режим работы

Режим работы:

ПН - 09:00 до 14:30 (без перерыва)
ВТ - выходной
СР - ВС: 09:00 до 17:00

Касса прекращает работу
за 30 минут до закрытия экспозиций

Последняя пятница месяца – санитарный день



☕ Перерывы на обед ►►

Актуальные изменения в режиме работы музея в наших социальных сетях

На карте


Яндекс.Метрика
© 2020. Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей | +7 (49246) 2-28-48 - экскурсии | +7 (49246) 2-38-87 - касса

Смотреть 3d-тур по музею в Юрьев-Польском

Image
Image
Image
Image
Image
Image