Образы Богородицы

«Образы Богородицы»

«Теплой заступницей мира холодного» назвал Богородицу М.Ю. Лермонтов.

Традиция почитания Девы Марии, Матери Иисуса Христа, сложилась не позднее II – III веков н.э. К этому времени уже существовал апокрифический свод рассказов о Ее жизни, дополнивший скупые сведения Евангелий и признанный Церковью достоверными. До наших дней дошли Ее изображения, созданные в эти времена. По преданию, образцом для них служили иконы, написанные при жизни Богоматери евангелистом Лукой. Лука хорошо знал Марию. Ему, мудрецу, умеющему постигать глубинный смысл бытия, было по силам передать не только житейскую достоверность, но и особую духовность Ее образа. Подлинные работы Луки, увы, не сохранились. Но возможно, что некоторые древнейшие иконы, которые в средневековой Руси считались написанными Лукой, являются точными списками его произведений.

С V века почитание Богоматери утвердилось в Византии. Там постепенно сложился и иконографический канон. Он состоял из нескольких типов изображений.

Самый древний (его истоки можно отыскать в традициях древнеегипетской живописи) и один из самых распространенных – Богоматерь «Одигитрия» («Путеводительница»). Соединение материнской нежности и величавой торжественности характерно для икон этого типа. На них Мария изображается с Младенцем Иисусом. Он благословляет верующих, Она направляет их молитву. В Константинополе во имя Богоматери Одигитрии был возведен храм, где хранилась чудотворная икона.

С давних пор считается Богоматерь покровительницей Русской земли. Недаром большинство икон, прославленных в нашем Отечестве, это Ее изображения. С ними связаны важные события, подчас даже менявшие ход истории.

Виртуальная выставка посвящена 1035-летию крещения Руси.


1. ОБРАЗ БОГОРОДИЦЫ В РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ИКОНЕ

По преданию, первые образы Богородицы создал святой евангелист Лука, сподвижник апостола Павла. Искусного художника принято считать первым иконописцем, Луке приписывают авторство многих образов. Один из них — Богоматерь, которая держит Младенца на коленях и указывает на него ладонью. Позднее этот тип стали называть Одигитрия. Другой образ — Богородица, нежно прижимающая к себе ребенка. Такой тип называют Елеуса, или Умиление.

Первые христианские иконы попали на Русь из Византии в XI–XII веках. Русские иконописцы перенимали византийские традиции и создавали списки, копии икон. Они могли немного отличаться от оригинала. Многие иконы называли по месту, где их особо почитали: например, Богоматерь Владимирская, Тихвинская, Иверская. На Руси также известны образы, названные эпитетами Богородицы: «Неопалимая Купина», «Всех скорбящих Радость» и другие. Иконы называли эпитетами из церковных и библейских текстов, например, из хвалебных песнопений — акафистов.

Исторически сложились иконографические типы изображения Богородицы. Иконографией называют каноны: особенности композиции, характерные черты икон, атрибуты святых. Богоматерь изображали с Младенцем и одиночно, восседающую на троне и в полный рост, с разными жестами рук и положением головы.

На иконах, росписях и мозаиках Богородица предстает в традиционном облачении. Мафорий — длинное покрывало пурпурного или коричневого цвета — закрывает голову и плечи. Иконописцы украшали мафорий золотыми звездами и каймой. Туника, или хитон, надета снизу.

Божию Матерь в Византии чаще всего изображали в синем мафории, того же цвета повое и пурпурном хитоне. Тем самым подчеркивалось главенство в Ней небесного над земным: синий или голубой – это цвет Небесной иерархии, над которой Божия Матерь поставлена Царицей. Ради справедливости надо отметить, что изображения Богородицы в вишневом мафории встречаются также довольно рано – уже в VII веке. На запястьях Богородицы всегда видны поручи как сослужащей Христу в Его Искупительной жертве. Царское достоинство символически являет и пурпур (греч. – порфира, русск. – багрянец). С ветхозаветных времен он был знаком царского и первосвященнического достоинства. Дева Мария происходила из рода царей и первосвященников, воспитывалась в Святая Святых Иерусалимского храма и, наверное, имела право облачаться в него. Кроме того, красный и пурпурный цвета ассоциируются с кровью, поэтому они знаменуют воплощение и страдания Христа, а в других иконах также мученичество за Христа. Эта символика следует за евангельскими образами и церко
вными преданиями. В одном из них говорится, что в момент Благовещения Пресвятая Богородица пряла пурпурную нить для завесы Святая Святых Иерусалимского храма. Именно эта завеса раздралась надвое сверху донизу, когда Иисус Христос умер на Кресте. В багряницу Господа облачили перед Распятием, в насмешку именуя Его Царем Иудейским. Пресвятая Богородица в посвященных Ей гимнах прославляется как «Червленица, кровями Своими окрасившая божественную порфиру для Царя Сил». «Мысленная багряница – плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного: потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу», – говорится в Великом каноне свт. Андрея Критского.

Русская икона подчеркивает преимущественно Богоматеринство Пресвятой Богородицы: Ее земные страдания выступают на первое место. По сравнению с византийскими русские иконы меняют местами цвета одежд Божией Матери: мафорий пишется пурпурным, а хитон – синим.

 

 

 

Икона «Божья Матерь». На доске иконы находится погрудное изображение Богоматери, с полуоборотом в правую сторону (для зрителя). Богородица облачена в фиолетовый омофор (туника, хитон) на нем полосы золотого цвета и звезды на лбу и правом плече. Фон иконы темно-золотого цвета.

Сохранность: потертости, загрязнения, кракелюры, сколы. XVIII век. Дерево, темпера, левкас.

 

2. ТИПЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ: УМИЛЕНИЕ, ОДИГИТРИЯ, ОРАНТА (ЗНАМЕНИЕ)

2.1. БОГОМАТЕРЬ ОРАНТА (ЗНАМЕНИЕ)

Один из самых древних иконографических типов Богородицы — Оранта. Слово пришло из латинского языка, его можно перевести как «взывающая, молящаяся». Историк древнерусского искусства Никодим Кондаков отмечал, что первый иконописный образ Богоматери Оранты относится к концу IV века. Богоматерь изображали в позе заступнической молитвы: руки разведены в стороны и согнуты в локтях, ладони подняты на уровень лика и обращены к молящемуся. Образы встречаются в росписях и иконах византийских и русских храмов.

Самое известное древнерусское изображение Оранты находится в Софийском соборе в Киеве. Мозаику «Нерушимая стена» относят к XI веку. Эпитет в названии пришел из акафиста Богоматери — так называют хвалебное и благодарственное пение в церковной гимнографии. Богородица изображена на одной из стен собора, на золотом фоне в полный рост, с разведенными в стороны руками. Высота фигуры превышает пять метров. Царственный наряд состоит из пурпурного мафория, на нем — золотые звезды, на плечах и на лбу. Лицо Богородицы строго и печально. Мозаика выполнена из смальты — небольших пластин цветного непрозрачного стекла.

Другой образ, близкий по иконографии к Оранте, — икона «Знамение» из Великого Новгорода. Это поясное изображение Богородицы, ее руки подняты в молитве, а Младенец вписан в золотой круг на груди — медальон. По преданию, в XII веке чудотворная икона спасла Новгород от войск суздальцев во времена междоусобных войн. Когда воины подошли к городу, из глаз Богородицы на иконе потекли слезы. На вражеское войско напал страх и смятение, и город был спасен.

 

 

Богоматерь Оранта на стенах (южный притвор) Георгиевского собора XIII века в Юрьев-Польском. Богоматерь изображена в полный рост на постаменте, руки подняты вверх, на груди диск с изображением Младенца Иисуса Христа. Одета в тунику, на голове мафорий, который также покрывает и плечи спускаясь до коленей. Вокруг головы нимб святости. Резьба по камню (известняк), XIII век.

 



Икона «Богоматерь Знамение». В центре композиции представлена Богоматерь в стиле «Оранта» («Знамение»), изображение поясное, на груди, в круглом медальоне изображен Младенец Иисус Христос. Над руками, с каждой стороны, по две шестиконечных звезды. Богоматерь одета в тунику, поверх нее мафорий, который покрывает голову. Над головой нимб святости, справа и слева от головы Божией Матери - ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

Сохранность – потертости, загрязнения, утраты эмали, небольшие повреждения. Кон. XIX века. Медный сплав, литье, эмаль.

 



Дискос с изображением Богоматери «Оранта». В центре дискоса представлена Богоматерь в стиле «Оранта» («Знамение»), с поднятыми вверх руками, изображение поясное, на уровне груди изображен Младенец Иисус Христос. Богоматерь одета в тунику, поверх нее мафорий, который покрывает голову. Над головой нимб святости. Иисус Христос одет в хитон и гиматий, вокруг головы нимб святости, в нем - слева Oт, вверху О (он), а справа – Н (наш). Изображение Богоматери с Младенцем окружает штрих-линия. На кайме дискоса слова – ВОИСТИННХ ДОСТОИНО ЕСТЬ МКО и четыре восьмиконечных звезды на каждой стороне света.

Сохранность – потертости, загрязнения. XIX век. Медь.

 

2.2 БОГОМАТЕРЬ УМИЛЕНИЕ (ЕЛЕУСА)

Распространенный в России тип икон Богородицы — Елеуса, что с греческого языка переводится как милующая, такие образы еще называют Умиление. На изображениях Богоматерь склоняется к Младенцу. Как правило, такие иконы — поясные, однако есть образы, где Богородица написана в полный рост. Изводы — варианты иконы — несколько отличались: Младенец обнимал Богородицу, прикасался к лицу или к одежде, его изображали на правой или на левой руке Богоматери.

К иконографическому типу Умиление относят самый древний из сохранившихся в России образов Богородицы — Владимирскую икону Божией Матери. Сегодня она хранится в домовой церкви при Третьяковской галерее — в музее-храме Святителя Николая в Толмачах. Согласно преданию, как раз ее написал христианский святой Лука. Предположительно, посланники из Константинополя в XII веке привезли икону на Русь, чтобы подарить киевскому князю. С образом связывают истории о чудесах, исцелениях и защите от вражеских войск. Во время нашествия монгольского завоевателя Тамерлана в конце XIV века икону перенесли из Владимира в Москву, чтобы она оберегала город. Неприятель отступил, что посчитали заступничеством Богородицы. Владимирскую икону за долгую историю неоднократно поновляли — части покрывали красочным слоем, от древней живописи сохранились лики Богородицы и Младенца.

К типу Елеусы относят Донскую икону Божией Матери XIV века. От других образов она отличается тем, как расположены ножки Младенца — они согнуты в коленях и стоят на руке Богоматери. Икона двусторонняя: на оборотной стороне изображено Успение Богородицы. Сегодня образ хранится в Государственной Третьяковской галерее.

 



Богоматерь «Умиление» (Елеуса). В центре иконы поясное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом Христом на руках (Иисус Христос изображен в полный рост с левой стороны для зрителя), они соприкасаются щека к щеке. Богоматерь одета в синюю тунику, поверх нее красный мафорий, который покрывает голову. Вокруг головы нимб золотого цвета. Младенец одет в синий хитон и красный гиматий. Вокруг Его головы крещатый нимб золотого цвета, внутри него буквы - ΟΩΝ (Сущий), где омикрон в данном случае является артиклем мужского рода, а омега с ню образуют, собственно, само слово «Сущий», «Сый» — причастие от глагола быти.

С левой и правой стороны от нимба Богородицы буквы - ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

С правой стороны от головы Иисуса Христа (слева для зрителя) изображены буквы - IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа.

Фон – темно-синий, вокруг рама черного цвета.

Сохранность – загрязнения, потертости, кракелюры. XVIII век. Дерево, левкас, темпера.

 

 

Богоматерь «Умиление» (Елеуса). В центре иконы погрудное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом Христом на руках (с правой стороны для зрителя), они соприкасаются щека к щеке. Богоматерь одета в синюю тунику, поверх нее красный-оранжевый мафорий, который покрывает голову. Вокруг головы нимб золотого цвета. Младенец одет в синий хитон и красный-оранжевый гиматий. Вокруг Его головы крещатый нимб золотого цвета, внутри него буквы - ΟΩΝ (Сущий), где омикрон в данном случае является артиклем мужского рода, а омега с ню образуют, собственно, само слово «Сущий», «Сый» — причастие от глагола быти.

С левой стороны (для зрителя) от нимба Богородицы буквы - ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

С правой стороны (для зрителя) от головы Иисуса Христа (слева для зрителя) изображены буквы - IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа.

Фон – темно-синий, вокруг рама черного цвета.

Сохранность – загрязнения, потертости, кракелюры. XVIII век. Дерево, левкас, темпера.

 

 

2.3. БОГОМАТЕРЬ ОДИГИТРИЯ

Название Одигитрия, по одной из версий, связано с храмом вождей Одигона в Константинополе, в котором находилась икона. С греческого языка название переводится как указывающая путь, этот тип иконы еще называют Путеводительница.

В иконописи сложилось много изводов Одигитрии. По канону Богородица держит Младенца на руках, лицами они развернуты к молящимся, изображения строгие. Младенец одной рукой благословляет, в другой держит книгу или свиток — знак спасительного учения, которое принесет Христос. У образов обычно есть небольшие отличия в пределах канона: разные жесты рук, детали одежды. Некоторые из икон получили название по местам особого почитания или обретения образа, например, Иверская, Казанская, Смоленская иконы Божией Матери.

Предположительно, первой на Руси Одигитрией стала Смоленская икона. В середине XI века ее привезла с собой из Константинополя дочь византийского императора царевна Анна, жена киевского князя Всеволода. По преданию, икона спасла Смоленск от нашествия хана Батыя. Богородица изображена по пояс с Младенцем, который держит свиток в левой руке и благословляет правой. Икона долгие годы находилась в Смоленске, во время оккупации города в годы Великой Отечественной войны она была утрачена. До наших дней дошли списки чудотворного образа.

 

 

Икона «Богоматерь Одигитрия». В центре композиции представлены поясные изображения Богоматери и Младенца Иисуса Христа. Богоматерь одета в тунику, поверх нее мафорий, который покрывает голову. Над головой нимб святости. С левой стороны (справа от зрителя) от Богородицы изображен Младенец Иисус Христос. Он одет в хитон и гиматий. Вокруг головы нимб святости. Справа и слева буквы - ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия, IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа.

Сохранность – потертости, загрязнения, небольшие повреждения, сквозные отверстия. Кон. XIX века. Медный сплав, литье.

 

3. ОТРАЖЕНИЕ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ В ИКОНОПИСИ:
РОЖДЕСТВО БОГОМАТЕРИ, ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ, БЛАГОВЕЩЕНИЕ, УСПЕНИЕ БОГОМАТЕРИ

3.1 РОЖДЕСТВО БОГОРОДИЦЫ

«Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш...»

В день Рождества Богоматери (8 сентября) Церковь празднует святейшее человеческое рождение, «пречистый плод» которого избран и благословен уже от матернего чрева (Зачатие Марии св. Анной празднуется 9 декабря). Евангелие обходит молчанием Рождество Божией Матери, тогда как о Зачатии и Рождестве Предтечи, также празднуемых Церковью, повествуется подробно. В противоположность этому умолчанию апокрифические источники отводят большое место происхождению и детству Пресвятой Девы.

Праздник Рождества Богородицы, по-видимому, древнего происхождения: известно, что император Юстиниан построил в Константинополе храм, посвященный св. Анне.

 

 

Икона «Рождество Пресвятой Богородицы». С левой стороны (для зрителя) изображена св. Анну полулежащей на ложе. Она окружена служанками, которые готовятся выкупать Новорожденную. Богоматерь обычно изображается спелёнатой на руках повивальной бабки, сидящей на низком сиденье перед сосудом с водой. Позади центрально композиции изображен св. Иоаким за столом, беседующий со служанкой.

В иконе широко влияние академической живописи, что характерно для иконописи XIX – начала ХХ вв.

Сохранность: потертости, загрязнения. XIX век. Дерево, левкас, темпера.

 


Икона «Рождество Пресвятой Богородицы». С левой стороны (для зрителя) изображена св. Анну полулежащей на ложе. Рядом с ней (с правой стороны для зрителя) находится св. Иоаким за столом, его взгляд обращен на св. Анну. Напротив Анны изображены служанками, которые готовятся выкупать Новорожденную. Богоматерь изображена спелёнатой на руках повивальной бабки, сидящей на низком сиденье перед сосудом с водой.

В иконе широко влияние академической живописи, что характерно для иконописи XIX – начала ХХ вв.

Сохранность: потертости, загрязнения. XIX век. Дерево, левкас, темпера.

 

3.2. ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии — так полностью называется праздник, который Русская Православная Церковь отмечает 4 декабря (по новому стилю). Это второй двунадесятый богородичный праздник церковного года. Двунадесятыми называются праздники, которые догматически тесно связаны с событиями земной жизни Господа Иисуса Христа и Богородицы и делятся на господские (посвященные Господу Иисусу Христу) и богородичные (посвященные Божией Матери).

В этот день православные христиане вспоминают, как святые праведные Иоаким и Анна привели свою трехлетнюю дочь — Пресвятую Богородицу — в Иерусалимский Храм. Сделали они это, чтобы исполнить свой обет перед Господом — посвятить дочь служению Ему. С этого дня Дева Мария жила при Иерусалимском Храме — до того самого момента, как была обручена праведному Иосифу.

Мы не найдем упоминания о событиях этого праздника в канонических Евангелиях, но о нем нам говорит Церковное Предание (которое почитается наравне со Священным Писанием). А именно — «История Иакова о рождении Марии», или «Протоевангелие Иакова» (II век), и «Евангелие Псевдо-Матфея» (латинская версия детства Девы Марии и Иисуса, сложившаяся к IX—X векам, но основанная на более ранних «евангелиях детства»).

Когда Деве Марии исполнилось три года, ее праведные родители Иоаким и Анна поняли, что пришло время исполнить обет, который они дали Богу. А именно — посвятить дочь служению Ему. Они привели Марию к стенам Иерусалимского Храма. Как гласит Священное Предание, Богородица легко поднялась по крутым ступенькам, несмотря на то, что была совсем малышкой. Наверху ее уже ждал первосвященник, чтобы благословить. Согласно некоторым источникам, это был святой Захария, будущий отец пророка Иоанна Предтечи.

Захарии было откровение от Господа, и он ввел Марию в Святая Святых — место, куда разрешалось входить лишь первосвященнику, да и то всего один раз в год. С этого необычного для современников момента началась долгая, славная и трудная дорога Божией Матери.

Шли годы, Богородица жила и служила при Храме. Проводила свои дни в молитве, изучала Священное Писание — вплоть до момента, когда была обручена праведному Иосифу.

 

 

Икона «Введение во храм Пресвятой Богородицы».

Иконография праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы относится к композиционному типу – то есть на иконе изображается целый ряд людей, строений и т. д.

На переднем плане представлена процессия людей, идущих к храму, который изображается в виде кивория (навеса) на тонких колоннах, находящегося внутри ограды.

Главными действующими лицами являются Богородица и Ее родители – праведные Иоаким и Анна. Именно родители приводят Марию в храм как дар, обещанный ими Богу.

Второй частью композиции является фигура первосвященника (по Преданию Церкви – праведный Захария), который встречает у ворот храма Пресвятую Богородицу. Первосвященник и вся процессия изображаются склоненными перед Девой Марией.

Несмотря на то, что Божия Матерь изображается маленькой, именно она является центральной фигурой композиции в целом. И первосвященник, и родители, и сонм верующих, и ангелы – все склоняются перед Той, Кому суждено стать Матерью Спасителя человечества.

В иконе широко влияние академической живописи, что характерно для иконописи XIX – начала ХХ вв.

Сохранность: потертости, загрязнения. XIX век. Дерево, левкас, темпера.

 

3.3. БЛАГОВЕЩЕНИЕ

Сцена Благовещения описана в Евангелии от Луки: он рассказывает о том, что архангел Гавриил явился в дом Марии и сказал ей, что она родит Сына Божьего от Святого Духа. В изобразительном искусстве разных веков Марию и архангела изображали в разных позах, интерьерах и используя различные символы. И это даже не главное — важнее то, как со временем на картинах менялись чувства изображенных персонажей. Раннехристианские художники хотели показать величие Марии, в средневековой и возрожденческой живописи Дева олицетворяет смирение и чистоту, а в искусстве Позднего Возрождения и барокко — испытывает удивление и испуг. Архангел Гавриил, в XII–XIV веках почтительно замиравший перед Марией, позже стремительно влетает в ее дом.

 

 

Икона «Образ Благовещения Пресвятой Богородицы».

На иконе изображена Дева Мария (слева от зрителя), одетая в тунику и мафорий, вокруг головы золотой нимб, к ней с благой вестью подлетает архангел Гавриил (справа от зрителя), в руках он держит лилии, как символ чистоты. Над ними парит белый голубь, символизирующий Святой Дух.

В иконе широко влияние академической живописи, что характерно для иконописи XIX – начала ХХ вв.

Сохранность: потертости, загрязнения. XIX век. Дерево, левкас, темпера.


3.4. СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Иконография Сретения сложилась на основе повествования святого евангелиста Луки (Лк. 2: 22–39). Встреча Богоматери и Младенца святым Симеоном Богоприимцем произошла в Иерусалимском храме. По закону Моисееву Младенца Христа принесли в храм на сороковой день по рождении, как было предписано в законе Господнем для каждого младенца мужского пола. В этом событии символически отразилась встреча двух эпох, Ветхого и Нового Завета, а также Бога и человека.

 

 

Икона «Образ Сретения Господня».

В центре композиции изображен Младенец на руках Симеона Богоприимца, а рядом с ним Мария, Иосиф и Анна. Чуть поодаль стоят ангелы.

В иконе широко влияние академической живописи, что характерно для иконописи XIX – начала ХХ вв.

Сохранность: потертости, загрязнения. XIX век. Дерево, левкас, темпера.

 

3.5. УСПЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

Священное Писание ничего не говорит нам о жизни Пресвятой Богородицы после Воскресения Христова. Поэтому об Успении Богородицы мы знаем из двух латинских трактатов V века и из послания псевдо-Дионисия Ареопагита. Церковь верует, что эти источники сохраняют основу того Предания, которое жило в ранней Церкви.

Все годы после Распятия, Воскресения и Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Дева провела большей частью в Иерусалиме, проповедуя Господа наравне с апостолами. Но вот настало время Ее земной кончины.

Однажды во время молитвы Дева Мария увидела Архангела Гавриила, некогда возвестившего Ей великую радость — что Ей суждено стать Матерью Спасителя мира. На сей раз известие было другое: через три дня душа Ее оставит тело. Но Богородица очень обрадовалась. Ведь Ее ожидала встреча с Тем, Кого Она любила гораздо больше, чем жизнь.

Три дня спустя в доме апостола Иоанна, где жила Мария, собрались и другие апостолы: Господь чудесным образом устроил так, что все они вернулись к этому дню из дальних странствий, где проповедовали Христа. Не было только Фомы.

Апостолы стали свидетелями блаженной кончины Святой Девы. Сам Христос, окруженный множеством ангелов, явился, чтобы принять душу Своей Пречистой Матери и возвести Ее в рай.

Тело же Ее апостолы решили похоронить в Гефсимании, где находился Гроб Господень и где погребены были родители Девы Марии и Ее нареченный супруг, праведный Иосиф. Сопровождая гроб, апостолы и другие жители Иерусалима несли светильники и пели псалмы. Иудейский священник Афоний, которого раздражало почитание Иисусовой Матери, толкнул гроб, желая перевернуть его, — и тут же лишился кистей обеих рук: их отсек ангел, невидимо стоявший рядом. «Теперь ты видишь, что Христос истинный Бог», — сказал Афонию апостол Петр. Тот сразу покаялся — и руки срослись.

На третий день к гробнице Божией Матери прибыл апостол Фома. Вход в пещеру открыли, но тела Богоматери там не было! В тот же день, собравшись на общую трапезу, апостолы увидели Пресвятую Деву, шедшую по воздуху со множеством ангелов. Она обратилась к ним со словами: «Радуйтесь! Теперь Я всегда с вами».

 


Икона «Образ Успение Богородицы».

Композиция иконы Успения разделена мысленной горизонтальной линией на две смысловые части. В нижней присутствует тело умершей Божией Матери на смертном ложе, окруженное скорбящими апостолами. В верхней же, присутствует Христос с душой Своей Пречистой Матери на руках, окруженный торжествующими ангелами. Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века.

В иконе широко влияние академической живописи, что характерно для иконописи XIX – начала ХХ вв.

Сохранность: потертости, загрязнения. XIX век. Дерево, левкас, темпера.

 

 

Киево-Печерская икона Успения Божией Матери.

Центральное место в иконе занимает пречистое тело Богородицы, изображенное горизонтально на смертном ложе. Перед смертным одром стоит Евангелие. Евангелие покрывало отверстие вглубь доски, где находились частицы мощей семи святых мучеников, положенные храмоздателями в основание церкви.

Богородица облачена в синий омофор (туника, хитон), поверх него темно-коричневый, с красным оттенком мафорий. Справа и слева от ложа стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы — небесные свидетели этого славного и грустного момента. С обеих сторон от Христа изображены архитектурные постройки.

Внизу – земная скорбь, вверху – радость будущего века. Именно так – снизу-вверх – мы и попытаемся рассмотреть и «прочитать» икону Успения.

На поле иконы сверху надпись – Образ Успения Пресвятой Богородицы.

Сохранность: потертости, загрязнения. Вторая половина XIX века. Дерево, левкас, темпера.

 

4. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ВИДОВ ИКОН:
БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ, ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКАЯ, КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

4.1. БОГОМАТЕРЬ ВЛАДИМИРСКАЯ

Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Согласно преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление». Младенец Христос припал щекой к щеке Пресвятой Богородицы. Между Пречистой Девой Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Такую же любовь являет Богородица и ко всем людям, ради которых Спаситель пришел на землю.

История чудесного образа богата событиями и путешествиями. В V веке из Иерусалима икона попала в Византию, а в XII веке патриархом Константинопольским была отправлена в Киев в подарок святому благоверному великому князю Мстиславу. Сначала чудесная икона хранилась недалеко от Киева, в женском Богородичном монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. В 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский перевез икону во Владимир-на-Клязьме, поместил святыню в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе и украсил дорогим окладом. Именно тогда чудотворный образ стал именоваться Владимирским.

В 1918 году икона была раскрыта от поздних записей работавшей во Владимире реставрационной комиссией. И.Э. Грабарь, одним из первых, увидевших «Богоматерь Владимирскую» после раскрытия ее древней живописи и испытавший на себе неотразимое воздействие небесной красоты святого образа, так описал свое впечатление: «Никогда сюжет материнства не был выражен в более совершенной художественной форме, никогда не был высказан столь просто, лаконично, почувствован столь исчерпывающе и глубоко, как в этом подлинно великом произведении мирового искусства».

И.Э. Грабарь в более поздней своей работе безоговорочно связал икону с творчеством Андрея Рублева, отметив в ней «чисто рублевский стиль»: «Здесь все, сверху донизу, от Рублева – холодный голубоватый общий тон, характер рисунка, черты лица, с типичной для Рублева легкой горбинкой носа, изящные руки, прекрасный силуэт всей композиции, ритм линий и гармония красок. <…> Бесконечно русское, быть может впервые столь непреложно русское, это произведение в такой же мере излучает из себя чудесную силу художественных накоплений новой эпохи, как и «Троица» …», - писал он в работе «Андрей Рублев». Вслед за И.Э. Грабарем и другие исследователи видели в иконе либо собственноручное творение Андрея Рублева, либо произведение мастера, близко следовавшего стилю искусства прославленного иконописца.

Исключением является лишь высказывание М.В. Алпатова, которое основано, по всей видимости, на впечатлении, полученном от ретушированной фотографии, а не от самого образа: «В ней есть действительно чисто русское очарование, мягкость, сердечность, однако это вовсе не значит, что писал эту икону Рублев. <…> … в иконе во Владимире все контуры сухие, жесткие, лишь очерчивают черты лица, и это не свойственно Рублеву, в частности, его владимирским фрескам. Лицо матери кажется «пустым»».

 

 

Богоматерь «Владимирская».

В центре иконы поясное изображение Богоматери с Младенцем Иисусом Христом на руках (Иисус Христос изображен в полный рост с левой стороны для зрителя), они соприкасаются щека к щеке. Богоматерь одета в темно-синюю тунику, поверх нее красный мафорий, который покрывает голову. Вокруг головы нимб золотого цвета. Младенец одет в красный гиматий. Вокруг Его головы крещатый нимб золотого цвета, внутри него буквы - ΟΩΝ (Сущий), где омикрон в данном случае является артиклем мужского рода, а омега с ню образуют, собственно, само слово «Сущий», «Сый» — причастие от глагола быти.

С левой и правой стороны от нимба Богородицы буквы - ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия.

С правой стороны от головы Иисуса Христа (слева для зрителя) изображены буквы - IИС ХС — сокращенное написание имени Иисуса Христа.

С правой стороны (для зрителя) от Богородицы надпись – Богоматерь Владимирская.

Фон – темно-синий, вокруг рама красно-оранжевого цвета.

Сохранность – загрязнения, потертости, кракелюры. XVIII век. Дерево, левкас, темпера.

 

 

4.2. ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ БОГОЛЮБСКАЯ

По преданию, в 1155 году, во время перенесения будущей Владимирской иконы в Залесье из Вышгорода, князю Андрею Юрьевичу в походном шатре явилась Пресвятая Богородица и повелела ему поставить икону во Владимире. На месте явления Богородицы князь основал свою резиденцию (ныне село Боголюбово), для которой повелел написать особую икону, изображающую его видение. Новый образ был поставлен в Боголюбовском замке (по некоторым сведениям, вместе с самой Владимирской иконой). Позднее на месте замка возник Боголюбский монастырь.

По словам искусствоведа Левона Нерсесяна: «Как и любая древняя святыня, икона многократно поновлялась, причём весьма решительными способами, далекими от современных научных методов, и к началу XX века она представляла собой конгломерат из разновременных левкасных чинок и нескольких слоев записи. К тому же она находилась в не слишком подходящих для неё условиях — я имею в виду прежде всего пресловутый температурно-влажностный режим, до которого ни в средневековье, ни в Новое время никому не было дела…».

В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи во главе с Григорием Чириковым, которые определили её сохранность как плохую. Во 2-й половине XX века она была отреставрирована М. В. Романовой. С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее.

Икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут:

  • Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное.
  • Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир.
  • Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, Господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою.
  • Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй.

Иконографически Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (называемому иначе Деисусной иконой), с той разницей, что в Боголюбской иконе «восстановлена» утраченная в иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображён Христос, в молении к Которому и показана Матерь Божия. На Боголюбской иконе Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающей Путь припадающим.

 


Икона Божией Матери Боголюбская.

Икона мысленно разделена на две части, в левой стороне (для зрителя) изображена Богородица, одетая в синюю тунику и красный мафорий, который покрывает голову. Изображена в молении Иисусу Христу. В руках она держит Священное Писание. Вокруг Ее головы нимб, над ним буквы - ΜΡ ΘΥ — сокращение от греч. Μητερ Θεου — Матерь Божия. Богородица стоит на облаке. Позади нее храмы Свято Боголюбского женского монастыря. В правом верхнем углу (для зрителя) иконы изображен Иисус Христос на небесах, Его взор обращен к Богородице. Он одет в красном хитоне и синем гиматии. Вокруг Его головы золотой крещатый нимб, внутри него буквы - ΟΩΝ (Сущий), где омикрон в данном случае является артиклем мужского рода, а омега с ню образуют, собственно, само слово «Сущий», «Сый» — причастие от глагола быти.

Под изображением Иисуса Христа представлены двенадцать фигур святых и мучеников.

Вокруг композиции рама коричневого цвета, на ней (над изображением Богородицы) надпись – Боголюбская Пресвятая Богородица.

Сохранность – загрязнения, потертости, кракелюры. XVIII век. Дерево, левкас, темпера.

 

4.3. КАЗАНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Казанская икона Божией Матери — почитаемая чудотворной икона Богородицы, явившаяся в Казани в 1579 году. Одна из самых чтимых икон Русской православной церкви.

Иконографически Казанскую икону принято относить к сокращённому варианту Одигитрии. Такие иконы восходят к первообразу, хранившемуся во Влахернском храме в Константинополе.

Богородица изображается фронтально, оплечно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. На одной руке Богородицы восседает Младенец Иисус Христос.

Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс, видна только правая рука с благословляющим (обычно двуперстным) жестом. Вторая рука Богомладенца скрыта одеждой.

В иконах типа «Одигитрия» Богородица указывает рукой на Христа. Казанский образ — оплечный, поэтому указания рукой мы не видим.

Казанская икона Богородицы — одна из наиболее почитаемых и воспроизводимых икон, ныне она является по сути одним из самостоятельных иконографических типов богородичных икон.

Происхождение типа.

В марте 1516 года посол Василий Андреевич Коробов привёз из Константинополя в Москву икону Богородицы для великого князя Василия III. Во времена царя Алексея Михайловича эта икона хранилась в Московском Кремле, причём источник 1666 года называет её «Казанской» за сходство иконографии с явленным в 1579 году Казанским образом, чья иконография была к тому времени уже широко известна. По словам В. И. Троицкого, эта икона вплоть до начала XX века находилась в Верхоспасском соборе Кремлёвского дворца. По-видимому, она была оплечной репликой константинопольских композиций XIV века, как и Петровская икона Божией Матери. По мнению историка древнерусского искусства Александра Преображенского,
появление в Москве в 1516 г. некоей иконы, похожей на «Богоматерь Казанскую», могло способствовать окончательному формированию этого типа и, в частности, привести к созданию необычной иконы, которая через какое-то время попала в Казань и после своего обретения в 1579 г. дала начало мощной иконографической традиции.

 


Икона «Богоматерь Одигитрия» в металлическом окладе.

Икона находится за окладом, видны лишь лицо Божией Матери (изображено в повороте в три четверти), лицо и правая рука Иисуса Христа (лицо изображено в фас). Описание оклада - в центре иконы поясное изображение Богородицы с Младенцем Иисусом Христом. Богородица представлена в белой тунике, поверх нее, покрывая голову одет мафорий цвета золота, на лбу шестиконечная звезда. Вокруг головы нимб святости золотого цвета, внутри него витой орнамент, от нимба, в разные стороны исходят лучи света. С левой стороны (справа от смотрящего) изображен Младенец Иисус Христос, Он представлен в белом хитоне, поверх которого одет гиматий золотого цвета. Вокруг Его головы нимб святости золотого цвета, внутри него витой орнамент, от нимба, в разные стороны исходят лучи света.

Под изображением Богоматери и Младенца Христа подпись – Казанская Пресвятая Богородица. Вокруг – витая рама.

Икона и оклад обрамлены рамой из дерева.

Сохранность – потертости, загрязнения, сколы на раме, небольшие повреждения. Кон. XIX века. Дерево, темпера, левкас, металл.

 


В данной работе были проанализированы образы древнерусской живописи, с лежащими в их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианского учения, в основной своей части знакомы всем христианским народам. Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к задачам, опирающейся на него живописи, эти сюжеты стали на Руси основой самобытного, уникального в мировой культуре явления - древнерусской иконописи.

Образ Богородицы занимает исключительное место в православной духовности, как это можно видеть хотя бы из огромного количества икон, посвященных Ей. о. Сергий Булгаков так пишет: «Любовь и почитание Богоматери есть душа православного благочестия, сердце его, согревающее и оживляющее все тело. Православное христианство есть жизнь во Христе и в общении с Его Пречистой Матерью, вера во Христа, как Сына Божия и Богоматери, любовь ко Христу, которая нераздельна от любви Богоматери». Всякая икона христоцентрична, богородичная икона христоцентрична вдвойне, так как дает нам истинный образ богообщения в любви. Один западный богослов так выразил смысл почитания Богоматери: «самым лучшим почитанием Марии является подражание Ей в Ее любви к Своему Сыну и Господу нашему Иисусу Христу». Этой любви и учат нас богородичные иконы.

 

ИСТОЧНИКИ

  1. А. А. Панченко – «Иконы и кресты Кузнецкого края». Москва. «Интербук – бизнес». 2010 год.
  2. Л.А. Щенникова – «Творения Преподобного Андрея Рублева и иконописцев великокняжеской Москвы». Москва. «Индрик». 2007 год.
  3. «Русская иконопись. Сюжеты и шедевры». Москва. «Белый город»
  4. Л.А. Щенникова – «Великая святыня России. Чудотворная икона «Богоматерь Владимирская» в русской истории». Москва. «Союз дизайн». 2010 год.

 

Интернет источники:

  1. https://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-mater-v-ee-ikonah/1_13
  2. https://www.culture.ru/materials/256603/ikony-bogorodicy-kak-poyavilis-obrazy-i-chto-oni-simvoliziruyut
  3. https://foma.ru/vvedenie-vo-xram-presvyatoj-bogorodiczyi.html

 

 


Поделиться:      

Адреса, телефоны

Директор:
+7 (49246) 2-26-32
Лузина Марина Геннадьевна

Экскурсионный отдел:
+7 (49246) 2-28-48

Касса: +7 (49246) 2-38-87

Электронная почта
yurjev-polskiimuzei@yandex.ru
11521152@bk.ru

Адрес: 601800, Владимирская область,
г. Юрьев-Польский, ул. 1 Мая, д.4

Режим работы

Режим работы:

ПН - 09:00 до 14:30 (без перерыва)
ВТ - выходной
СР - ВС: 09:00 до 17:00

Касса прекращает работу
за 30 минут до закрытия экспозиций

Последняя пятница месяца – санитарный день



☕ Перерывы на обед ►►

Актуальные изменения в режиме работы музея в наших социальных сетях

На карте


Яндекс.Метрика
© 2020. Юрьев-Польский историко-архитектурный и художественный музей | +7 (49246) 2-28-48 - экскурсии | +7 (49246) 2-38-87 - касса

Смотреть 3d-тур по музею в Юрьев-Польском

Image
Image
Image
Image
Image
Image