Юрьев-Польский музей обязан своим существованием первому удельному князю нашего города Святославу III Всеволодовичу. Именно он является строителем уникального монастырского комплекса, где находятся сейчас экспозиции и фондохранилища музея. Не будь этого монастыря в городе, вряд ли городские власти построили специальное здание под музейные экспозиции. На дату основания музея 7 ноября 1920 года в городе было бедственное положение, фабрики и заводы национализировали, опытных специалистов разогнали, тех, кто остался, отстранили от управления, а собственного опыта у новой власти ещё не было.

Да и дальнейшие события не сулили развития музейного дела в городе. Взор руководства пал Михайло-Архангельский монастырь. Монастырские постройки с мощными стенами, обширными помещениями храмов, изразцовыми печами, погребами, складами, другими подсобными помещениями, как нельзя лучше подходили для хранения и показа музейной коллекции. Именно толстые монастырские стены и замкнутая территория образовали неповторимую атмосферу загадочности, древности, таинственности музейного мира. Нам кажется, что князь Святослав III оставил нам достойный дар и дал жизнь музею, а музей в свою очередь с большой благодарностью относится к Его светлой памяти.

Размышляя о судьбах наших соотечественников, живших в далёкие времена, непременно чувствуешь тонкую связь с ними. Радуешься их счастью и огорчаешься до боли в сердце неудачам, скорбишь об их утратах и потерях. Много Святых взрастила Русская земля. Это древо святости возрастало от праведного равноапостольного крестителя Руси – Владимира. Веткой этого древа явилась светлая личность князя Святослава Всеволодовича. Его судьба вобрала в себя судьбы многих русских православных князей стойких, благочестивых, любящих Бога и своё Отечество. На Его долю выпало тяжелейшее время междоусобных войн и распрей.

Сын Великого князя Всеволода Георгиевича (1154-1212) родился 27 марта 1196 года во Владимире. В сороковой день по рождении родители принесли младенца в церковь для совершения над ним святого крещения. Во время таинства, младенца нарекли именем Гавриил. До трёх лет княжич жил при матери, почитавшейся современниками святой. Летописцы называли её русскою Еленою, второй Ольгой. Именно в младенчестве мальчик впитал с молоком благоверной матери любовь к Богу. Детский ум цепкий, сердце чистое всё увиденное и сказанное воспринимается на веру без сомнений и раздумий. Видя добрые дела матери, её любовь к молитве и церкви Божией, маленький Святослав старался подражать ей во всём. В княжеских хоромах дети слушали рассказы родителей о чудных храмах и монастырях Византийских. Ведь их отец восьмилетним отроком вместе с вдовствующей матерью был выслан сводным братом Андреем в Константинополь, где император Мануил Камнин принял их с честью, пожаловав в их распоряжение Дунайскую область. Усердно учился Всеволод разным наукам и премудрости у императора и своей матери греческой цесаревны Елены.

Из Царьграда Всеволод вернулся пятнадцати летним юношей, а, став Великим князем, он украшал град Владимир многими церквами.

Спустя год после рождения своего седьмого сына Святослава – Всеволод освящает дворцовый изумительной красоты собор в честь своего небесного покровителя Дмитрия мироточивого. На северном фасаде по заказу ктитора резчики высекли в камне портрет княжеской семьи, где центральное место принадлежит Великому князю Всеволоду и маленькому Святославу, сидящему по своему младенчеству на руках у отца в окружении старших братьев. В деяниях и поступках своих родителей Святослав видел пример христианских и царственных добродетелей. Но не прекращающиеся междоусобные и внешние войны заставляли Великого Всеволода не раз привлекать своих детей к участию в походах. По закону того времени пятилетних княжичей отец сажал на коня, совершая торжественные постриги, и воспитание переходило в мужские руки. Святослава отец посадил на коня на четвёртом году жизни. Торжество проходило в городе Владимире на соборной площади прилюдно. Почётных гостей Великий князь щедро одарил, простым гражданам было приготовлено великое угощение.

Скоропоспешное посвящение в князья маленького Святослава было вызвано неспокойной обстановкой в вольном Новгороде. Стремясь достигнуть объединения княжеств, Всеволод по просьбе Новгородцев посылает к ним на княжение своего совсем ещё малолетнего сына. От имени княжича правили Владимирские бояре, которые не в силах были справиться со своеволием Новгородцев. С этого времени начинаются страдания мальчика. В таком раннем возрасте Святославу пришлось столкнуться с несправедливостью, интригами, коварством, всё это тревожило ум маленького князя, который всеми силами детской души старался примирить старших братьев, бояр, гордых Новгородцев, получая в ответ тумаки и подзатыльники. Чувствуя своё бессилие, чуткий ребёнок изливал свою скорбь Богу в чистой молитве.

Начавшийся 1206 год казалось, не предвещал ничего плохого. На границах было спокойно, Новгородцы выгодно торговали с заморскими купцами. С 1 января пошёл седьмой год княжения Святослава. 27 марта 1196 года Новгородцы готовились праздновать десятилетний Юбилей юного князя. Но как говорится, человек предполагает, а Господь располагает…Великим Постом на Святослава обрушиваются новые испытания. Вначале марта он узнаёт о болезни матери, а 19 марта о её блаженной кончине. На утро следующего дня с юга Руси приходит известие о ссоре с варягами. Всеволод, опасаясь за жизнь младшего сына, забирает его в родительский дом, а Новгородцам присылает старшего Константина, объясняя это словами: «Что отрок Святослав ещё не в силах быть их покровителем». В семейном кругу, хотя и без дорогой матери Святослава поздравили с Днём рождения, а через несколько дней княжеская семья встретила Пасху.

В августе 1197 года по призыву отца Константина с Новгородской дружиной ходил в поход на Рязань, в котором первым помощником был Муромский князь Давид-Пётр. Петру была поручена сложнейшая миссия обличителя рязанских князей в измене. В награду за победу в этом походе Всеволод пожаловал Петру город Пронск. Константина отец оставил во Владимире. А Святослав, помолившись над могилой любезной матери, в сопровождении бояр отправился в далёкий Новгород. Возвращения на престол юного отрока дожидался Мстислав Торопецкий, чтобы свергнуть с княжения Святослава и получить власть. Своими льстивыми речами «Удалой» пленил Новгородцев. Они объявили его князем, а Святослава вместе с боярами заперли в Архиерейском доме. Узнав об этом, Всеволод посылает Константина во главе рати на выручку младшего брата. Боясь смерти юного Святослава, Всеволод предложил мир и рати разошлись, не обнажив мечей. Константин вернул Святослава отцу.

Тем временем в доме отца готовились к свадьбе Великого Всеволода. Будущая мачеха Святослава была дочерью князя Василия Витебского - Анна. Таинство венчания состоялось в 1209 году. Крайне тяжело, вероятно было на душе у Святослава. Отец был для жениха в преклонных годах, ему шёл 56 год, да к тому же частые военные походы напрочь подорвали силы и здоровье. Чувствовал это и отец. Незадолго до смерти он собирал всех своих сыновей, чтобы торжественно объявить наследником Великокняжеского престола своего первенца.

Константин потребовал от отца, чтобы и Ростов был его владением. Разгневанный непослушанием сына, Всеволод назначает своим наследником князя Георгия, Святославу достаётся город Юрьев-Польский. 15 апреля 1212 года отец – Всеволод «Большоё Гнездо» умирает. Святославу только что исполнилось 16 лет.

Оставшись без отца и матери, юноша ищет «где главу приклонити». Брат Георгий был ближе к сердцу Святослава. Разница в возрасте братьев составляла 9 лет, да и старшинство по благословению отца перешло к Георгию. Для Святослава Георгий стал вместо отца. Трудно сейчас воссоздавать этот период жизни князя Святослава. События после кончины отца развивались стремительно. Летописцы оставили нам только важнейшие из них.

Вероятно, перед отъездом Святослава в город Юрьев-Польский Георгий засылает сватов к Муромскому князю Петру с просьбой отдать замуж дочку Евдокию за князя Юрьевского Святослава. Евдокия мечтала посвятить своё девство небесному жениху. Природные наклонности, благочестивые упражнения, глубокие размышления влекли её на иной путь- монашеский. Но за послушание воле родителей девушка даёт согласие вступить в брак с юным князем. Пётр не замедлил дать положительный ответ Георгию. Святослава он знал с самого рождения, видел его благочестие, послушание и храбрость. Не записали летописцы где проходил свадебный пир и были ли на нём все братья Всеволодовичи. Святослав, как и в детстве, старался примирить старших братьев, напоминая им предсмертное благословение матери жить в любви между собой, возвеличивая трудами память предков. Вероятно, Святослав надеялся, что женитьба послужит ещё одним поводом для примирения старших братьев.

Но, судя по летописным записям, свадьба не остановила тягу к власти ни у Константина, ни у его любимого брата Георгия. Всё-таки молодому князю не удалось примирить своих старших братьев.

В город Юрьев-Польский новобрачные отправляются вместе. Вскоре Великое княжение Суздальское разделилось надвое. Борьба братьев за единоначалие закончилась кровопролитной битвой на реке Липицы близ города Юрьева-Польского. Младшим Всеволодовичам ничего не оставалось как участвовать в разборках старших братьев. В этом кровопролитии Святослав и самый младший из братьев Иван встали на сторону Георгия и Ярослава, с ними воевал верный соратник Муромский князь Давид (Пётр), тесть Святослава.

Летописцы оплакивали эту страшную сечу, в которой сын шёл на отца, брат на брата. За один день 21 апреля 1216 года в этой сече погибло 9233 русских воина. Некоторые историографы полагают, что это только с Владимиро-Суздальской стороны, а если и, правда так! То страшно даже подумать, сколько полегло русских людей. А всё только ради того, чтобы одному быть сильнее другого. Князя Святослава в этой битве Бог спас от острого меча. Он остался в числе немногих выживших в этом кровопролитном сражении. Вернувшись в Юрьев, князь собрал всех оставшихся в живых для погребения мёртвых. Кто находил своих близких, тех увозили в родные могилы, а остальных погребали прямо на поле Липицкой битвы. Такого страшного зрелища трудно представить. Народ горько оплакивал павших, священники совершали отпевание воинов, женщины и дети отгоняли стаи чёрных птиц от тел погибших.

Постепенно мирная жизнь возвращалась. У Святослава и Евдокии родились двое детей дочь Болеслава и сын Димитрий. Став отцом, Святослав подавал детям пример личного благочестия. Князь старался править мирно. Он не хотел с оружием в руках добывать себе власть, по-прежнему слушался старшего брата Георгия, который всё же помирился с Константином за год до его кончины.

Между тем покой на государственных границах нарушали волжско-камские булгары. Старший брат по праву Великого князя снарядил войско, во главу которого поставил Святослава. К Святославову войску присоединяется дружина его друга и тестя Петра Муромского. В помощь своему зятю благоверный князь Пётр даёт своего младшего сына тоже Святослава и юного внука от старшего сына Юрия-Олега. В этом военном походе внук святого князя Давида-Петра молодой княжич Олег Юрьевич погиб.

Князь Святослав воевал не для корысти, а для правды, ободрял свою дружину в битве, говоря: «За нас Бог и, правда». Очень важно было для князя победить неприятеля. Поражение в войне грозило взорвать изнутри сложную политическую ситуацию. Молился князь, как в детстве. Молитва укрепляла его. В этой битве неприятельское войско потерпело поражение. Святослав с дружиной под знаменем Великого князя Георгия возвращался домой с победой.

Во время возвращения на родину, соратников постигло опасное испытание. Летним июньским днём на реке разыгралась сильная буря, воспользовавшись ситуацией, иноплеменники устроили засаду и с берегов обстреливали русских воинов. Святослав был близок к смерти. Как горько погибнуть, когда такой ценой получена в бою победа. Дома его ждала любимая жена и дети. В его ладье был князь Муромский Пётр с сыном и тело убитого княжича Олега, в соседней его племянник Василий- сын Константина, который шести лет остался сиротой.

В других ладьях были чьи-то отцы, сыновья, мужья. Князь понимал, что мечи, кулаки и копья бессильны. Только святость побеждает всюду. И он, как всегда молиться Господу о помощи и пообещал, если останется жив высечь из белого камня своими руками крест. Вспомнил он слышанный в детстве рассказ отца, как его дяде – Андрею Боголюбскому, ходившему в 1164 году на камских булгар Господь чудесным сиянием Креста показал Свою помощь.

Опасно и неразумно давать обеты Богу, исполнение которых не зависит от воли обещающих, Святослав мог сделать это, потому, что жизнь его была свята. Если многие потеряли надежду на спасение, то князь крепко верил, что много спасавший его Бог и сейчас услышит его мольбы. Вскоре вмешался Божий промысел. Буря утихла, унеся далеко от берегов ладьи. Князь с дружиной целыми и невредимыми добрались до родной земли. В Боголюбове, победителей с почестями встречал старший брат Святослава -Великий князь Георгий.

Князь Святослав благодарный за спасение, поспешил исполнить своё обещание. Своими руками он высек из белого камня Распятие Христа с предстоящими. Справа Богоматери, двух жён мироносиц, слева Иоанна Богослова и сотника Лонгина. Чтобы засвидетельствовать своё авторство Святослав на гладко тесанном камне вырезал надпись из пяти строк, гласящую о том, что сей крест, сделан князем Святославом в день памяти Иоанна воинника в лето 1224. С тех пор крест называют «Святославовым крестом». Святое распятие и по сей день пользуется у верующих особым почитанием как чудотворный крест. Много паломников приезжало в город Юрьев-Польский из разных уголков России, чтобы приложится к нему и получить исцеление. В их числе были и такие правители России, как великий князь Василий III, его сын Иоанн Грозный, первый царь из дома Романовых Михаил Федорович. Значимость Святославова креста подчеркнули летописцы XVI века: «Российские Государи и Великие князи церковь сию чтуще, ю посещаху». Такое благоговение и почитание Георгиевского собора в то время было связано именно со Святославовым крестом. Тот же летописец зарегистрировал посещение белокаменной церкви Георгия Михаилом Федоровичем Романовым: «Ради поклонения кресту, сооружённому святым князем Святославом приезжал самодержец. А, уезжая с Богомолья, жертвовал от своих царских щедрот и образа, свечи, и всякое церковное строение»…

В 1228 году на Святослава обрушиваются скорбные известия. Умирает его любимая супруга Феврония. Летописец сообщает: «Святослав отпусти княгиню свою по свету, восхотевши ей в монастырь, и дасть ей наделок мног.» Опять осиротел князь. Остался в возрасте 32 лет с двумя детьми. Но, имея глубокую веру в Бога, он смирился.

В городе Юрьеве князь начинает строительство собственного княжеского монастыря. Строительство шло споро. Плотники рубили церкви и келии дубовые, укладывая венцы в «лапу» и в «обло», украшая шлемовидные маковки осиновым «лемехом». Вскоре строительство было закончено. Сам монастырь освящён в честь Святого Архистратига Михаила. Русские князья чтили предводителя небесного воинства, как покровителя своих дружин.

Сразу по окончании строительства монастыря, в 1230 году князь возводит неземной красоты собор в честь великомученика и Победоносца Георгия. Четыре года спустя церковь была закончена. Летописцы так написали об этом факте строительства: «В лето 6742 (-5508=1234) благоверный князь Святослав Всеволодович сверши церковь в Юрьеве Святаго Георгия и украси ю паче инех церквей бе бо изо вне около всея церкве по каменю резаны святыя, чудны вельми, иже есть и до сего дни».

О последних годах жизни и смерти благочестивого строителя храма – князя Святослава Всеволодовича – летописец говорит, что сей князь после трехлетнего пребывания на великокняжеском престоле во Владимире… «паки прииде в град Юрьев-Польский и поживе прочее богоугодно в посте и молитвах, в чистоте и покаянии, в умилении и слезах, и всякими добрыми делы угождая Господу Богу и Пречистой Его Матери и всем святым. Быв четыре лета и преставися в вечный покой в лето 6760 (1252г.), месяца Февруария в третий день на память святого Симеона Богоприимца и Анны пророчицы. И много плакаша, проводиша (тело его) честно со свещами и кандилы, и положиша тело его в соборней церкви Св. Великомученика Георгия в приделе, созданной от него. Всех лет жития его было 56. остави же по себе на княжение во граде Юрьеве-Польском сына благоверного князя Димитрия Святославовича».

После смерти в феврале 1252 году мощи князя Святослава Всеволодовича были положены в Георгиевском соборе. В апреле 1916 году останки перенесены во вновь построенный неподалеку Троицкий собор и положены в новый кипарисовый гроб, вложенный в новую медную высокохудожественной работы раку.

После Октябрьской революции 1917 года мощи князя были вскрыты и изучены специальной комиссией, о чем был составлен акт. С 1919 по 1991 год останки или были выставлены в экспозиции Юрьев-Польского художественно-исторического музея или хранились в его запасниках. Музей находился в Михаило-Архангельском монастыре.

В 1991 году после открытия первой в Юрьев-Польском церкви во имя Покрова Пресвятой Богородицы мощи были торжественно были перенесены для поклонения в этот храм. Спустя 19 лет — в феврале 2020 года останки князя Святослава решено было перенести обратно в основанный им монастырь в честь Архангела Михаила.

Источники:

Архимандрит Леонид.Святая русь или сведения о всех святых и подвижниках благочестия на Руси /до XVIIIв./ Обще и местно чтимых. Спб., 1891 г.

Знаменский А. Георгиевский собор (1152-1234г.) в городе Юрьев-Польском Владимирской гебернии. Реставрация его и построение нового соборного храма. Юрьев-Польский, 1906./Город Святого Георгия. Юрьев-Польский в старой открытке.Владимир, 2002.

Романов К. Святославов Крест в г. Юрьев-Польком., Спб., 1911г.

Святослав/в крещении Гавриил/ Всеволодович, в кн.Суздальский, 1253, 3 февраля., с.496./ Н. Барсуков «Источники русской агиографии»., Спб., 1882г.

Святослав/Гавриил/ Всеволович, кн. Суздальский. 1253., 3 фераля., с.174, №678., Архимю Леонид. «Святая русь или сведения о всех святых и …»

Указатель к осьми томам полного собрания русских летописей, изданных археографической комиссией. Отд. I. указатель лиц, том 2 /К-Ф/, Спб., 1898г.

Ушаков Н.Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимир. губ. Владимир, 1913 г.

Шляпкин И. Каменный Крест 1224 года Князя Святослава Всеволодовича в городе Юрьев-Польском., Спб., 1904г.

Экземплярский А.В. великие и удельные князья Северной Руси в татарский период с 1238 по 1505., Спб. 1889-1891г., том 1, с.20-24.