Максимов Александр Ефимович


Родился 15 августа 1914 года в селе Перелоги Небыловского района Ивановской области (ныне Юрьев-Польского района Владимирской области) в крестьянской семье.

В 1930 году окончил сельскую школу, вступил в комсомол и по решению правления колхоза был направлен в город Владимир, в школу ФЗО автотранса. Весной 1934 года получил семилетнее образование и специальность слесаря-автоэлектромонтера. В том же году по рекомендации райкома комсомола был направлен во 2-ю Тамбовскую школу гражданского воздушного флота. Спустя 3 года получил среднее образование, специальность пилота ГВФ и воинское звание «младший лейтенант». Из выпускников школы сразу же была создана специальная группа, которую направили на 2-месячные курсы командиров звеньев в г.Ульяновск.

В течение 1938-1940гг. А. Е. Максимов работал летчиком-инструктором, командиром звена, начальником отряда во Владимирском и Кольчугинском аэроклубах. В апреле 1940 года Ивановский областной отдел Осоавиахима командировал Максимова на курсы усовершенствования Центрального клуба имени В.П. Чкалова по боевым истребителям (И-16, И-15). В декабре 1940 года эти курсы были преобразованы в Астафьевскую военно-авиационную школу и курсанты призваны в Красную Армию.

В августе 1941 года Максимов А. Е. получил назначение в 8-й запасной истребительный авиационный полк Приволжского военного округа для переучивания на истребитель Як-1. В декабре того же года он был откомандирован в 236-й истребительный авиационный полк на должность заместителя командира эскадрильи и в составе полка убыл под Москву на Западный фронт. Именно там началась боевая работа А. Е. Максимова: он принимал участие в сопровождении бомбардировщиков и штурмовиков, прикрытии своих войск и воздушной разведке.

5 июня 1942 года под Орлом Александр Ефимович был ранен и по завершении месячного лечения направлен на курсы усовершенствования командного состава ВВС, на отделение командиров эскадрилий. После окончания курсов, в декабре 1942 года он получил назначение на должность командира эскадрильи в 516-й истребительный авиационный полк 203-й истребительной авиационной дивизии, сражавшейся в составе 1-й воздушной армии на Воронежском, а затем Степном фронтах. Комэск Максимов принимал участие в Белгородско-Харьковской операции и в битве за Днепр.

Из наградного листа:

«С 5.07.43 г. по 15.10.43 г. тов.Максимов произвел 94 боевых вылета, из них 67 на сопровождение штурмовиков, 1 на разведку, 24 на прикрытие войск и 2 на перехват самолетов противника. При сопровождении самолетов Ил-2 Максимов произвел 37 штурмовок по объектам противника, уничтожил 5 автомобилей, зенитное орудие, цистерну с горючим. В группе четырех Як-7 совместно с двумя Ил-2 поджег 10 железнодорожных эшелонов. За этот период провел 14 боев, сбил 6 самолетов, из них 4 — Ю-87 и 2 — Ме-109.

3.10.43 г. группа из четырех Як-7Б, ведомая капитаном Максимовым, прикрывала 2 Ил-2, которые выполняли разведку железнодорожной станции Верховцево. На станции обнаружили 12 воинских эшелонов. Капитан Максимов проявил разумную инициативу — четырьмя истребителями Як-7 совместно с двумя Ил-2 атаковал и поджог 10 эшелонов противника. Эффективность атаки подтверждена повторным вылетом двух экипажей.

С 5.07.43 г. по 13.10.43 г. эскадрилья Максимова выполнила 730 успешных боевых вылетов, провела 57 воздушных боев, сбила 37 фашистских самолетов. Потери в эскадрильи составили 4 самолета и 2 летчика. Во время боевой работы Максимов своим примером увлекает весь личный состав на уничтожение противника и воспитывает их в духе ненависти к врагу.

За отличное выполнение боевых заданий, инициативу по уничтожению вражеских воинских эшелонов представляю к ордену Александра Невского.

Командир 516 истребительного авиаполка майор Мочалин.

21.10.43г.»

Приказом командующего войсками 5-й воздушной армии № 057/н от 15 декабря 1943 года командир эскадрильи 516-го истребительного авиаполка 203-й истребительной авиадивизии капитан Максимов А.Е. был награжден орденом Александра Невского № 4930.

В декабре 1943 года Максимов А.Е. переводится командиром эскадрильи в 247-й истребительный авиационный полк 203-й истребительной авиационной дивизии (с 5 февраля 1944 года — 156-й гвардейский истребительный авиаполк 12-й гвардейской истребительной авиадивизии 1-го гвардейского штурмового авиационного корпуса). Он  воюет на 2-м и 1-м Украинских фронтах, участвует в Белорусской, Ясско-Кишиневской и Висло-Одерской наступательных операциях.

Вот несколько выдержек из личного дела летчика-истребителя Максимова А.Е.

Из характеристики от 7 декабря 1943 года:

«С 26 декабря 1942 г. по 2 декабря 1943 г. в период переформирования полка переучил 35 летчиков на самолет Як-1. За время боевой работы с 5 июля по 1 декабря 1943 г. под его руководством эскадрилья произвела 624 боевых вылета с налетом 662 часа, провела 173 воздушных боя, сбила 38 самолетов противника. Сам Максимов за это же время произвел 98 боевых вылетов с налетом 76 часов 52 мин., из них на сопровождение штурмовиков — 52, прикрытие войск — 7, разведку — 18 часов, провел 20 воздушных боев, сбил 6 самолетов (4 Ю-88 и 2 Ме-109)».

Из отзыва начальника штаба 143-го гвардейского штурмового авиационного полка:

«Гвардии майор Максимов А.Е. неоднократно своей группой Як-1 сопровождал штурмовики 143 штурмового авиаполка на выполнение боевых заданий по разгрому войск и техники противника от Северского Донца до рек Прут и Висла. Прикрытие всегда было надежным. Над целью в зоне плотного зенитного огня летчики умело маневрировали, не отрываясь от строя штурмовиков.

1 февраля 1944 г. 7 Ил-2 вылетели на штурмовку 40 танков противника в районе Лишнякова, Толмач. Их прикрывали 4 Як-1, ведомые Максимовым. На высоте 1100 м в районе Толмач 12 истребителей ФВ-190 и Ме-109 прикрывали боевой порядок танков. Заметив наших штурмовиков, истребители противника пытались атаковать Ил-2, но были встречены сильным заградительным огнем наших истребителей. Все атаки были отбиты, штурмовики отлично выполнили задание и без потерь вернулись на аэродром. примеров хорошей работы группы истребителей А.Е.Максимова можно привести много. Летчики-штурмовики всегда довольны работой истребителей прикрытия».

Из служебной характеристики от 30 марта 1944 года:

«Летает на самолетах Як-1, Як-7Б, Як-9. Техника пилотирования отличная. Грамотный, растущий офицер. За время Отечественной войны произвел 316 боевых вылетов, провел 46 воздушных боев, сбил 17 самолетов лично, 2 в групповом бою».

Из боевой характеристики, подписанной командиром 156-го гвардейского истребительного авиаполка гвардии майором Карначом:

«За время Отечественной войны произвел 396 боевых вылетов с налетом 382 час., провел 53 воздушных боя с самолетами противника, сбил 19, из них 5 — Ю-88, 5 — Ю-87, 4 — Ме-109, 2 — ФВ-189, 2 — ФВ-190 и 1 — Хш-126.

Смелый, волевой командир. Своим примером отваги, мужества и умения увлекает в бой своих подчиненных».

А вот несколько примеров из боевых вылетов, проведенных гвардии майором Максимовым А.Е.:

19 февраля 1942 года один вылетел на перехват самолетов противника в район Гжатска (ныне г.Гагарин). Вел бой с 5 Ю-88, сбил 2 самолета.

5 июля 1943 года, будучи ведущим 10 истребителей Як-1 при сопровождении 12 Ил-2, в районе станции Тамаровка встретил 30 Ю-87 под прикрытием 12 Ме-109. Умело распределил силы и вступил в бой, в котором лично сбил 2 Ю-87, не дал противнику прицельно сбросить бомбы на позиции наших войск. Несмотря на полученное тяжелое ранение, благополучно приземлился на своем аэродроме.

11 декабря 1943 года 4 истребителя Як-1 сопровождали 6 Ил-2 в район Клинцы. У Ново-Михайловска встретили 45 Ю-87 в сопровождении 12 Ме-109. Советские летчики внезапно атаковали воздушную армаду противника. В этом бою Максимов сбил один бомбардировщик и истребитель.

К январю 1945 года командир эскадрильи 156-го гвардейского истребительного авиационного полка 12-й гвардейской истребительной авиационной дивизии гвардии майор Максимов А.Е. совершил 396 боевых вылетов, провел 53 воздушных боя, в которых сбил 19 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 апреля 1945 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали Золотая Звезда (№ 6084).

В воздушном бою Максимов А.Е. умело использовал радиосвязь, имел квалификацию «Мастер по радиосвязи». Как летчик-истребитель искал противника, навязывал ему бой и всегда выходил из него победителем. С марта 1945 года и до конца войны он был помощником командира по воздушно-стрелковой службе 12-й гвардейской авиадивизии (бывшая 203-я авиадивизия) 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В этой должности он участвовал в Берлинской операции. Великую Отечественную войну закончил в Чехословакии. 9 мая 1945 г. совершил свой последний боевой вылет на разведку аэродрома «Ружаны» под Прагой.

Всего к моменту окончания войны гвардии майор Максимов А.Е. совершил 444 боевых вылета, в 68 воздушных боях лично сбил 20 самолетов противника и 2 в группе, был дважды ранен и трижды подбит, но всегда возвращался в свой родной полк.

В послевоенное время продолжал служить в ВВС Советской Армии. До середины 1947 года исполнял должность начальника авиации 12-й гвардейской авиадивизии 2-й воздушной армии Южной группы войск, а после ее расформирования – инспектора и старшего инспектора по технике пилотирования отдела боевой подготовки Бакинского истребительного авиакорпуса 62-й воздушной армии Бакинского района ПВО (1947-1952).

Вскоре получил назначение на должность командира 962-го истребительного авиаполка 42-й воздушной армии ПВО. По итогам годовой проверки полк полностью выполнил план боевой и политической подготовки. 31 летчик получили допуск к полетам в простых метеоусловиях днем и ночью, 20 — в облаках и за облаками, одиночно и в составе звена. За год полк налетал 2 357 час., из них на реактивных самолетах 1907 час. Максимов летал на самолетах МиГ-15 уверено, днем и ночью, в любых метеоусловиях, имел звание «Военный летчик» 1 класса. Уделял много внимания летной подготовке и грамотной эксплуатации материальной части самолетов.

После окончания высших офицерских курсов усовершенствования летно-технического состава Максимов получил назначение заместителем командира 129-й истребительной авиадивизии 52-й воздушной армии, а через год стал ее командиром. Много труда и сил вложил полковник Максимов, чтобы через 2 года дивизия заняла 1 место в 88-м истребительном авиакорпусе. Летчики тех лет летали много, уверенно, в любых метеоусловиях. За 1956 год соединение имело налет 7800 час., из них в сложных условиях — 2 150, ночью — 1 260, в стратосфере — 476 час. Сам комдив провел в воздухе 165 час., лично провел 43 воздушных боя и на перехват.

Постановлением Совета Министров СССР от 18 декабря 1958 года № 186 Максимову А.Е. было присвоено воинское звание «генерал-майор авиации».

До увольнения из Советской Армии Максимов А. Е. занимал высокие командные должности. Он был заместителем командира Ярославского и командиром Ржевского истребительного авиакорпуса ПВО. Всего за летную работу имел общий налет 3115 час. (почти 130 суток в воздухе), из них на реактивных самолетах — 685 час. и в сложных метеоусловиях — 434 час.

За освоение новой реактивной техники и выполнение полетов в сложных метеоусловиях Максимов А.Е. был награжден орденами Красной Звезды (1955г.) и Красного Знамени (1957г.).

23 января 1962 года генерал-майор авиации Максимов А.Е. был уволен из кадров Советской Армии с должности заместителя командира 3-го истребительного авиационного корпуса ПВО по болезни и в связи со значительным сокращением Вооруженных Сил СССР.

После увольнения из армии непродолжительное время работал инструктором Ярославского областного Совета профсоюзов, но в основном вел большую общественную работу и был желанным гостем в школах, воинских частях и молодежных организациях. Он возглавлял военно-научное общество при Ярославском доме офицеров, был членом научно-методического общества «Знание», областного Совета ветеранов войны и труда, областного Совета и Кировского районного комитета ДОСААФ.

За активную общественную работу Александр Ефимович был дважды награжден «Почетным знаком ДОСААФ», «Почетным знаком Советского комитета ветеранов войны», почетным знаком ЦК ВЛКСМ «50 лет с именем Ленина», памятной медалью Центрального штаба за активное участие во Всесоюзном походе комсомольцев и молодежи по местам революционной и трудовой славы советского народа. Кроме того, в сороковые и пятидесятые годы он избирался депутатом городского Совета трудящихся г.Баку и Вышнего Волочка. Именем Героя названа улица в г.Ярославле. Мемориальные доски установлены на одном из домов улицы, носящей его имя (бывшая Комитетская улица) и на доме где ветеран жил последние годы.

Александр Ефимович Максимов был замечательным, общительным человеком, настоящим мужчиной в лучшем понимании этого слова: мужественным, честным, великодушным, истинным патриотом Отечества.

Генерал-майор авиации Максимов Александр Ефимович умер 23 марта 1984 года. Похоронен в городе Ярославле на Аллее Героев Воинского мемориального кладбища.

За боевые отличия в годы Великой Отечественной войны, высокие достижения в боевой подготовке в мирное время, длительную и безупречную службу в рядах Советской Армии Герой Советского Союза генерал-майор авиации Максимов А.Е. был удостоен ордена Ленина, трех орденов Красного Знамени, ордена Отечественной войны I степени, ордена Александра Невского и двух орденов Красной Звезды. Он был награжден также многими медалями, среди которых «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За взятие Берлина», «За освобождение Праги» и др.

Источники:

— Герои Советского Союза: краткий биографический словарь. Т.1.-Москва 1987

— интернет портал «Память народа»

— интернет портал «Герои страны»